ропейских народов. Вот толь-
«самостийности».
независимости. В канун этой
историю.
Общей истории не было
Совместной истории Укра-
ины и России нет ни в одном
учебнике. По версии их авто-
ров, Украина – это особое мес-
то, где сначала живут стойкие
и храбрые витязи, потом – уме-
лые казаки и идейные национа-
листы, мечта которых – собс-
твенное государство. А России
отведена одна роль – вечной уг-
нетательницы свободы. Забудь-
те про общее прошлое и тесные
связи с Москвой. «Настоящая
Украина» начинается только
с Петлюры, голодомора и тер-
актов бандеровцев. (Кстати, во
время террора гибли украинцы,
но так как его организаторами
были правильные националис-
ты со светлыми лицами, то по-
гибших никто не жалеет.)
«Представление о своей исто-
рии на Украине сфальсифициро-
вано от начала и до конца. Ещё
в 2020 году из школьных учеб-
ников убрали понятие Киевская
Русь, вместо него ввели термин
Украина-Русь. Хотя никакой
Украины в те времена и близко
не было, сам термин появился
лишь в позднем Средневековье
и имел совсем другой смысл», –
рассказывает Борисёнок.
Предел абсурда наступает
при изучении XX века. Если
школьник захочет узнать, за что
воевал его прадед, награждён-
ный орденом Красной Звезды,
то из учебника он не поймёт
ничего. Потому что не было
никакой Великой Отечествен-
ной войны.
«В учебниках, которые вы-
шли после 2022 года, есть толь-
ко советско-германская война,
и вина в её разжигании лежит
на СССР. Такая трактовка воз-
никла не только из-за Киева,
но и из-за Европарламента, ко-
торый ещё в 2019 году принял
резолюцию, где вина за начало
войны возлагается на нашу стра-
ну», – отмечает историк.
К слову, рассказывать о Вто-
рой мировой в 10-м классе начи-
нают в мае. В Киеве построили
программу так, чтобы эта часть
учебника оставалась за бортом.
Зато 11‑й класс школьники
начинают с изучения «героев»
современной Украины – Степа-
на Бандеры, Романа Шухевича
и Андрея Мельника.
«Конечно, память о 7 мил-
лионах украинских солдат, слу-
живших в Красной армии, сразу
вымарать невозможно. Так что
каких-то героев ещё сохранили,
например, лётчика-аса Ивана
Кожедуба. Но на щите всё-та-
ки 50–60 тысяч националис-
тов из ОУН-УПА*. При этом
борьба бандеровцев с советской
властью всячески превозносит-
ся. Там, где речь идёт о Второй
мировой войне, чётко делается
вывод в духе «как же жалко, что
СССР выиграл. Мы бы сейчас
пили баварское и стали частью
единой Европы, которую ско-
лачивал Гитлер», – рассказы-
вает Борисёнок.
Ни Гоголя, ни Брежнева
Не менее интересно обстоят
дела и в других частях учебников.
В них, к примеру, стёрли имя
Павла Поповича, первого космо-
навта родом из УССР, отправив-
шегося в космос 12 августа 1962
года. Его место отдали Леониду
Каденюку, который стал участ-
ником американской космичес-
кой миссии лишь в 1997 году.
Нет ни слова даже про ле-
гендарное киевское «Динамо»
и успехи спортсменов из УССР.
Местами вырезали упоминания
о Николае Гоголе. Зато на стра-
ницах полно неизвестных
диссидентов. Они, в отличие
от известных людей, говорили
«правильные» вещи.
«А ещё рассказывается
об ущемлённом положении ук-
раинского языка. Причём сю-
жеты про это описываются как
элементы насильственной руси-
фикации, которой в реальности,
конечно же, не было», – делится
Борисёнок.
Индустриализацию и всесо-
юзные стройки тоже перевра-
ли. Объяснять, откуда пришли
деньги и приехали специалисты
на Днепрогэс, ЛАЗ, «Азовсталь»
и другие гиганты украинской
промышленности, как-то не
с руки. Так что эти объекты,
по мнению авторов, просто поя-
вились. Как грибы после дождя.
Причём тема индустриального
развития подана так, что школь-
нику не дают возможности заду-
маться. Он должен просто по-
нять, что вся промышленность
возникла сама собой.
Единственное, о чём учебни-
ки врать не стали, так это о судь-
бе индустриальных гигантов при
независимой Украине. Авторы
признают, что «наследие окку-
пации» сохранить не вышло.
Подобное содержание в учеб-
никах, объясняет Борисёнок,
обосновано одной причиной –
учебники пишутся не для детей,
а для власти.
«История изображается с точ-
ки зрения политического флю-
гера. В них нет никакого пре-
клонения ни перед кем, кроме
действующего президента. Па-
раллельно год за годом градус
антироссийской риторики толь-
ко повышается. Точка отсчёта
для этого процесса – майдан
2004 года. С этой даты вся исто-
рия переписывается шершавым
языком плаката», – завершает
эксперт.
*Террористическая организа-
ция, запрещённая в России.