ТОП 10 лучших статей российской прессы за Дек. 3, 2025
Кассовая дискриминация
Автор: Наталья Башлыкова, Таибат Агасиева. Известия
Корректировку закона после спора о скидках на маркетплейсах могут отложить
Инициатива крупнейших банков РФ о запрете скидок на маркетплейсах - экономически несостоятельна, юридически манипулятивна и этически лицемерна, говорится в обращении Московского общества защиты потребителей к Михаилу Мишустину. Как выяснили "Известия", организация провела подробный анализ предложений финансистов и опровергла все их аргументы, включая основной - об "искусственном занижении цен". На самом деле, предлагая скидки при оплате с помощью своих инструментов, маркетплейсы делятся экономией от комиссии за эквайринг в адрес тех самых крупных банков - более 2% с каждой покупки. Общественники просят главу кабмина отклонить требование финансистов, так как оно "гарантированно приведёт к росту цен, стагнации в финтехе и замедлению экономического роста". В ЦБ "Известиям" заявили, что нужно видеть позиции всех сторон и принять взвешенное решение, а корректировка закона о платформенной экономике может быть отложена. Как развивается самый громкий конфликт на потребительском рынке - в материале "Известий".
Эксперты Московского общества защиты потребителей (МОЗП) детально рассмотрели каждый тезис в предложениях банкиров и обнаружили искажение смысла и подмену понятий.
Ключевой аргумент банков сводится к тому, что скидки, привязанные к определённому платёжному инструменту, якобы представляют собой "платформенный демпинг", "искусственное занижение цен" и "ценовую гонку на истощение". Этот тезис эксперты МОЗП считают экономически некорректным. Скидка, которую маркетплейс даёт при оплате собственным платёжным инструментом, - не "субсидия" и не "доплата" к цене из внешних источников, а отражение реальной экономии на операционных издержках, которую получает сама экосистема.
Традиционный карточный эквайринг (комиссии банков) наиболее затратен для ритейлера и в среднем достигает 2,2% от суммы покупки. Тарифы национальной платёжной системы (СБП) значительно ниже - 0,4-0,7%. А если оплата проходит через аффилированный банк, себестоимость трансакции для экосистемы фактически стремится к нулю.
"Истинная цель инициативы заключается в попытке "регуляторного захвата". Маркет-плейсы (такие как Ozon, Wildberries и "Яндекс Маркет") начали успешно развивать собственные финтех-направления и платёжные инструменты ("Ozon Карта", "WB Кошелёк", Yandex Pay). Ключевое преимущество этих инструментов - кратно более низкая себестоимость трансакций по сравнению с комиссиями за эквайринг, взимаемыми традиционными банками. Маркетплейсы делятся этой экономией с потребителем, предлагая прямую скидку (например, "Зелёная цена" Ozon)", - говорится в исследовании.
Предложение банков о введении "единой цены" является, по сути, требованием законодательно зафиксировать неэффективную и самую дорогую модель ценообразования, отмечают авторы исследования.
Банки в своём обращении апеллируют к международному опыту (США, ЕС, Китай, Турция), утверждая, что он "подтверждает необходимость сдерживания подобных рыночных практик". Этот тезис - грубая манипуляция, искажение фактов и неверная трактовка зарубежного регуляторного ландшафта, считают в МОЗП и подробно разбирают каждую из упомянутых стран.
Например, банки утверждают, что "регламенты ЕС устанавливают прямой запрет на антиконкурентные субсидии и ценовые манипуляции со стороны системно значимых платформ". В МОЗП доказывают, что это заявление искажает суть европейского регулирования DMA (Digital Markets Act).
"В центре внимания DMA находится "самопреференция" - это когда Amazon (как платформа) в поисковой выдаче продвигает товары под брендом Amazon Basics (как продавец) выше, чем продукцию сторонних продавцов. DMA не запрещает Amazon (как продавцу) предлагать потребителю скидку за использование платёжной карты Amazon. Это совершенно разные плоскости регулирования. Инициатива банков, напротив, противоречит духу DMA, который направлен на расширение выбора и снижение цен для конечных потребителей", - отмечают эксперты МОЗП.
- Апелляция банков к зарубежной регуляторике ценообразования на цифровых платформах опровергается детальным анализом, показавшим, что нормативное регулирование в США, ЕС, Китае, Турции направлено против методов недобросовестной конкуренции, но не признаёт таковым и не подавляет стимулирование покупок за счёт скидок и программ лояльности, предлагаемых платформами в своих платёжных инструментах, - пояснил "Известиям" глава МОЗП Антон Недзвецкий.
Самое удивительное, что банки требуют законодательно запретить маркетплейсам бизнес-модель, которую сами активно и успешно применяют на протяжении многих лет. "Практика стимулирования клиентов к использованию аффилированного платёжного инструмента для получения скидок, бонусов или кешбэка - ядро бизнес-модели современных цифровых экосистем, включая экосистемы самих кредитных организаций. Такие, например, есть у Сбера, МТС, Т-Банка", - напоминают авторы документа.
"Маркетплейсы Ozon, Wildberries и "Яндекс Маркет" лишь следуют той же рыночной логике, которую ранее внедрили сами банки и операторы связи. Они создали собственные банки (Озон Банк, Вайлдберриз Банк, Яндекс Банк) для снижения издержек и повышения лояльности", - говорится в исследовании.
Глава МОЗП обратился к премьер-министру Михаилу Мишустину с призывом отклонить инициативу банков, поскольку она "экономически несостоятельна, юридически манипулятивна и этически лицемерна".
"Фактически инициатива банков лишает цифровые платформы экономических стимулов для развития собственных финтех-проектов, закрепляя монопольное положение доминирующих банков в расчётах на потребительском рынке", - говорится в документе.
В результате все потребители, включая тех, кто ранее платил через кошельки или карты платформ и получал скидку, станут платить больше, то есть предложение банков - это прямой лоббизм повышения цен для миллионов россиян, предупреждают авторы исследования.
Коментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

