ТОП 10 лучших статей российской прессы за
Nov. 24, 2025

Китайско-монгольская база тувинской колеи

Рейтинг: 0

Автор: Виктория Елетина.. Ежедневная Деловая Газета Рбк

Железнодорожная линия Кызыл — Курагино может быть построена за счет средств инвесторов из Китая и Монголии. Сделка может пройти на условиях «инфраструктура взамен ресурсов»

К реализации проекта строительства железной дороги Курагино — Кызыл с продлением ее до границы с Монголией могут присоединиться монгольские и китайские компании. Эта дорога должна стать частью Центрально-евразийского транспортного коридора (ЦЕТК), который соединяет Россию, западные аймаки Монголии с Синьцзян-Уйгурским автономным районом (СУАР) КНР. О переговорах и условиях сотрудничества с потенциальными иностранными инвесторами в кулуарах «Транспортной недели» рассказал спецпредставитель главы Тувы Владимир Донских.

По его словам, в начале декабря в Иркутске пройдет первый Форум регионов Монголии и России, где правительство республики планирует заключить с монгольской «Чингис Хаан Групп» (партнер China Railways) рамочное соглашение о сотрудничестве в развитии инфраструктуры на территории Тувы.

В августе «Коммерсантъ» сообщал со ссылкой на источники, что правительство намерено возобновить работу над этим проектом. На тот момент велись поиски инвестора. По данным собеседника издания, рассматривался вариант, при котором представители бизнеса смогут обеспечить «хотя бы» подготовку технико-экономического обоснования проекта (ТЭО).

Как пояснили РБК в РЖД, сейчас «под эгидой» Минпромторга ведется разработка предварительного ТЭО по оценке целесообразности формирования ЦЕТК через Монголию и Западный Китай, предусматривающего строительство железнодорожной линии Курагино — Кызыл — Цаган-Толгой и далее по территории Монголии до границы с Китаем.

Возможность и форма участия РЖД в создании коридора может быть определена по итогам разработки и рассмотрения результатов предварительного ТЭО, а также результатов проработки и обсуждения возможности реализации проекта с монгольской и китайской сторонами, добавил представитель перевозчика.

РБК направил запросы в Минтранс, Минпромторг, секретариат вице-премьера Виталия Савельева, а также «Чингис Хаан Групп».

Что такое Кызыл — Курагино
Проект реализации железнодорожной линии Кызыл — Курагино в Туве обсуждается много лет. Соглашение по ее строительству впервые было заключено на Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ) в 2008 году между Росжелдором и экс-сенатором, основателем Межпромбанка Сергеем Пугачевым. Изначально предполагалось, что дорога протяженностью 410 км будет связана с Элегестским месторождением с запасами 855 млн т коксующегося угля, который бы обеспечил загрузку дороги.

Спустя десять лет железнодорожное агентство подписало с владеющим лицензией на Элегест Русланом Байсаровым концессионное соглашение на 30 лет, тогда стоимость проекта оценивалась в 192,4 млрд руб. В 2017 году на тот момент замминистра транспорта, в 2008-м врио главы Росжелдора Алан Лушников, говорил «Коммерсанту», что к Кызыл — Курагино у него «личное отношение», вспоминая об инвестсоглашении с Пугачевым. «Почти десять лет прошло, Сергей Пугачев за границей, ветка не строится. Поэтому мне бы очень хотелось, чтобы этот проект был реализован», — сетовал он.

Через несколько лет концессия 2018 года оказалась приостановлена. Сейчас Кызыл — Курагино рассматривается как часть коридора ЦЕТК протяженностью более 2,2 тыс. км, предусматривающего строительство железнодорожной линии Курагино — Кызыл — Цаган-Толгой — далее по территории Монголии до границы с Китаем. Год назад Минтранс оценивал инвестиции в проект на уровне 1 трлн руб., срок исполнения — 2035 год.

Помимо угля в качестве грузовой базы, по последним данным, рассматриваются зерновые, нефтяные, лесные и минерально-строительные грузы, которые могли бы переключиться с действующих маршрутов. Также линию поможет загрузить увеличение производства продукции лесопромышленного комплекса и удобрений.

Читать в оригинале

Подпишись прямо сейчас

Комментарии (0)

Коментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

Other issues View all
Архив ТОП 10
Лучшие статьи за другие дни